Rambler's Top100  
Rambler's Top100  


ИСТОРИЧКА ТВОРЧЕСТВО ЛЕКЦИЯ СЕМИНАР СЕМИНАР В 10 КЛАССЕ
СЕМИНАР В11 КЛАССЕ РЕФЕРАТ ЭКЗАМЕН ПО ИСТОРИИ ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВУ ПРАВО

ОТ ВЫПУСКНЫХ ДО ВСТУПИТЕЛЬНЫХ
Советы абитуриентам

"Уважаемые мои! Вы знаете чем школа
отличается от вуза? В школе Вас учат,
а в вузе Вы учитесь!".

Из лекции одного из лучших
преподавателей истории России
Игоря Николаевича Данилевского.

Как быстро меняется все вокруг нас! Ведь только вчера еще сидел за партой на уроке, стараясь что-нибудь вспомнить из "выученного" домашнего задания. Получал двойки и пятерки, готовился к Последнему звонку, пел под гитару на Выпускном вечере. Ведь только еще вчера мама и папа провожали меня в первый класс, а такое слово как "коллоквиум", произнесенное кем-то из старшеклассников, воспринималось как нецензурное. Как быстро меняется все вокруг нас! Как быстро меняемся мы сами! Вчера школьники, завтра абитуриенты, послезавтра (если повезет!) студенты высшего учебного заведения.
Как много написано и сказано о счастливой школьной поре! Сколько песен перепето, сколько стихов сложено о поре полной беззаботности! Но все имеет начало и конец. Первая часть пути к вершине горы от 1 сентября до 25 июня длиною в 11 лет заканчивается плацдармом, имя которому "Аттестат зрелости". Кто-то сорвался и упал вниз, кто-то дошел, опираясь на мощные плечи родителей и учителей. А что дальше? Остановиться и не ломать себе руки, ноги и голову о "гранит науки" или идти дальше? Сколько человек задавали себе этот вопрос?
В 9 классе (десятилетки) я точно знал, куда буду поступать. Сказалась наследственность. Мама и старшая сестра - учителя русского языка и литературы, папа - преподаватель истории. Прямая дорогая в педагогический вуз! С первой попытки не удалось. В начале 90-х интерес к истории был настолько высок, что конкурс на истфак колебался в пределах 7-8 человек на место. Пошел работать... в школу. Мои первые ученики были младше меня на три года! Вторая попытка была успешной. Мечта осуществилась. Я стал студентом 1 курса исторического факультета Московского Государственного Педагогического Института им. В.И. Ленина.
Сегодня, с высоты 13- летнего стажа работы в школе, можно утверждать, что разрыв между школьным и начальным вузовским образованием достаточно велик. И дело не в объеме знаний. Многие выпускники школ приходят в высшие учебные заведения с приличным образовательным багажом. В этом заслуга их учителей, занятий на подготовительных курсах и репетиторства. Они прилично сдают вступительные экзамены, зачисляются в вуз и начинают учиться. Но с первых же дней учебы бывшие школьники сталкиваются с проблемами "неумения" работать на том уровне, какой устанавливает высшее учебное заведение. Они не умеют - правильно, быстро и точно законспектировать лекцию за преподавателем, работать в библиотеке, готовиться к семинарскому занятию, писать и оформлять рефераты и курсовые работы и.т.п. Их этому не учили в школе! Ну и что, скажите Вы мне! Все через это проходили! Ничего, научатся в процессе учебы! Но в том то и отличие школы от вуза, что в последнем тебя не будут этому учить! Преподаватель без остановки будет читать лекцию, "семинарист" - даст вопросы и литературу, попросит предоставить реферат к такому-то числу и.т.д. В результате хвосты, пересдачи, академическая неуспеваемость и вытекающими отсюда последствиями.
Говорят, что первые полгода учебы в вузе самые трудные. Вас попросили забыть все то, чему учили в школе и начали заново. И только теперь бывший школьник начинает понимать, зачем школьный "учитель- мучитель" заставлял его писать на уроке, ходить в библиотеку и делать выписки из книг. Почему он не берег драгоценное здоровье и время своего ученика, заставляя по несколько раз сдавать зачет, переписывать реферат и готовиться к экзаменам.
Первые уроки четвертой четверти в 11 классе я традиционно отвожу для рекомендаций своим ученикам - будущим студентам. Конечно, не всё они возьмут на вооружение, но я буду твердо уверен, что они смогут к ним обратиться.

Какие экзамены сдавать в школе?

Кроме обязательных экзаменов - сочинения и алгебры ученики московских школ сдают экзамены "по выбору". Сейчас их два. Из всего перечня преподаваемых в 11 классе предметов можно сдавать любые. По статистике из 100% выпускников 75% выбирают "какие полегче". Своим ученикам я советую выбирать те же предметы, что и при поступлении в вуз. Во-первых, хорошая тренировка, во-вторых, тематика билетов выпускных экзаменов в школе (в последнее время) приближается к вузовским (хотя должна быть тождественной).

Куда пойти учиться?

Трудно ответить в каком классе выбирается будущий вуз. Одни решили этот вопрос в 9 - 10 классах, другие не могут определиться и в конце 11-го. Причинами выбора могут быть:
- Интерес к той или иной отрасли знаний;
- Административный признак (вуз находится близко от дома);
- Престижность вуза;
- Поступил с другом;
- Есть военная кафедра;
- Куда-нибудь только бы поступить;
- Мечта детства;
- Мама с папой очень хотят, чтобы поступил.
Тем, кто уже выбрал направление своей будущей профессии, но не знает, в каком вузе этому учат, советую обратиться к Справочнику для поступающих в вузы. Ежегодная периодичность их выпуска позволит Вам уже в первом полугодии быть в курсе последних известий. Справочник содержит полновесную информацию о правилах приема, программах вступительных экзаменов, специальностях, конкурсах и проходных баллах на тот или иной факультет, особенностях приема, подготовительных курсах, вариантах билетов и.т.п. Кроме этого можно обратиться к специальным журналам для поступающих в вузы, появившимся в последнее время. Одним из таких является журнал "Абитуриент", авторами, которого являются преподаватели вузов. И последнее, не поленитесь съездить на "День открытых дверей", который проводят практически все вузы. Дату проведения "Дня..." можно выяснить по телефону, который приводится в том же Справочнике для поступающих в вуз (в основном это февраль - апрель).

Подготовка и сдача устных вступительных экзаменов.

Тактика подготовки и сдачи экзаменов различаются в зависимости от их формы: письменная или устная форма сдачи, тестовые или иные задания. Большинство вузов сами определяют форму сдачи вступительных экзаменов, их множество. Остановлюсь на устной (билетной) форме сдачи на примере вступительного экзамена по истории.
Приступая к подготовке, важно с самого начала правильно распределить время и силы. Начинать повторение следует с тех вопросов, которые хуже запомнились или менее для Вас интересны.
Выбор пособий по истории для поступающих в вузы обширен. Появилось более десятка таких книг, которые отличаются друг от друга объемом информации, структурой изложения, детализацией и некоторыми другими признаками. Посоветуйтесь со своим учителем, прежде чем выбрать то или иное пособие. Посмотрите также на место издания и издательство. В основном такие книги пишут преподаватели вузов (поэтому, если Вы поступаете, к примеру, в МГУ, воспользуйтесь пособием именно этого вуза).
Подготовку следует начинать с ознакомительного (просмотрового) чтения соответствующей главы. По краткому историческому словарю (историческому лексикону), который дан в конце пособия можно уточнить определения терминов, а по хронологической таблице - обязательные для запоминания даты. Затем необходимо переходить к тщательной проработке содержания пособия: карандашом подчеркивать отдельные мысли и фрагменты. Читать лучше вслух (лучше запоминается), пересказывать.
В процессе подготовки лучше всего не тратить время и силы на глубокое изучение работ историков (прошлого и современного). Чтение книг Ключевского, Соловьева, Карамзина никогда не повредит, но отвлечет от интенсивных занятий. Правда, для ответа на вопрос желательно (хотя и не обязательно) знать точки зрения на ту или иную проблему, но подобных высказываний достаточно в этом пособии. Во всяком случае, получить их прорабатывая труды ученых задача весьма обременительная. То же самое относится и к текстам исторических источников: хрестоматии и сборники документов не должны являться настольной книгой человека, сдающего выпускной экзамен.
Обязательно сходите на предъэкзаменационную консультацию, которая проводится за день или два до самого экзамена.
Накануне экзамена нужно еще раз просмотреть пособие, отдельно проштудировать даты, вспомнить определения обязательных терминов. Лечь спать нужно пораньше, а с утра ни в коем случае не пытаться возобновить "зубрежку". В этом случае, психологи говорят, в памяти может остаться лишь материал, отработанный утром.
Не опаздывайте на экзамен! Во-первых, Вы задержите его начало, во-вторых, поставите себя в неловкое положение перед экзаменатором (не усугубляйте своей доли!).
Не одевайтесь вызывающе! Обратить внимание на себя нужно не внешним видом, а содержанием своего ответа. Кроме того, преподаватели люди в большинстве своем консервативные, и вряд ли одобрят революционные изменения в имидже.
Ответ на вопрос, каким идти на экзамен - первым или последним - неоднозначен. Все зависит от уверенности в своих знаниях, способностях выдержать нервное напряжение ожидания, настроения преподавателей.
Если сдают экзамен несколько человек экзамен, то выбора здесь не существует. Первые пять человек запускаются в аудиторию, а дальше конвейерным методом. В случае большого количества абитуриентов, сдающих экзамен, лучше всего не пытаться получить билет первым или последним. Наиболее привлекательной выглядит середина экзамена. Очень выгодно отвечать после "слабого абитуриента", в сравнении с которым, Ваш, пусть и небезупречный монолог, покажется очевидным успехом.
Излишняя самоуверенность в себе или же чрезмерный испуг, страх в глазах и робость в движениях рождает у преподавателей сомнения в полноценности Вашей подготовки к экзамену......
Получив билет, следует назвать его номер, получить листок и, если необходимо, атлас и сесть на указанное место. Комментировать содержание билета радостными возгласами или скорбными репликами не следует. Не надо сразу, прочитав билет и оценив, по Вашему мнению, плохую подготовку по нему, просить преподавателя взять другой. Помните! Второй билет оценивается на балл ниже!
Вначале нужно хорошо вникнуть в содержание поставленных вопросов. Во время, отведенное на подготовку (а это 20-25 минут), обязательно оформите его подробный конспект. Записывать ли свой ответ полностью или нет? Если Вы не умеете составлять план ответа, боитесь что-то упустить да и просто у вас плохо "подвешен язык" - пишите все! Никто не запретит Вам читать ответ по бумажке - это Ваше право! Но впечатление экзаменатора от такого "слепого ответа" может быть неоднозначна. Остальным же совет: напишите план, даты, термины и их определения, имена исторических деятелей, ключевые фразы. Отшлифуйте и зафиксируйте начало своего ответа. Она должна быть содержательна и безупречна. В таком виде конспект выглядит предпочтительнее "слепого текста".
Если при подготовке к ответу в Вашем распоряжении будут атласы обязательно используйте содержащуюся в них информация. В атласах обозначены даты важнейших событий, направления военных ударов, схемы сражений и масса других сведений. Имея определенные навыки речи можно вытянуть на хорошую оценку.
Начинать ответ стоит с произнесения плана, по которому Вы будете отвечать. В этом случае преподаватель с первых минут сможет оценить те проблемы, которые Вы будете рассматривать. Потренируйтесь и получится. Выглядит очень эффектно!
Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Демонстрация неограниченных возможностей Вашей памяти непременно должна сопровождаться обобщениями, раскрытием связи явлений и закономерностей. Это учтено в пособиях и каждый пункт плана снабжен промежуточными выводами.
Держитесь уверенно, отвечайте ровным, четким, но негромким голосом. При благоприятном стечении обстоятельств Ваш ответ на каждый вопрос вряд ли превысит 5-7 минут. Более того, не исключено, что произведенное впечатление будет настолько удачным, что не последует и дополнительных вопросов. На всякий случай в пособии приведены некоторые, часто встречающиеся вопросы, которые задают преподаватели для уточнения ответа. Их не стоит опасаться: они должны не выходить за рамки темы билеты. Поэтому ничего нового Вам услышать не придется.
Выход за рамки программного материала или явное несоответствие экзаменационному билету - основание для апелляции. Помните, что аргументом для просьбы к администрации вуза пересмотреть оценку на экзамене по устной истории является только лист с Вашим конспектом.


НОВОСТИ
  Заканчивю работу над новым пособием по основам государства и права. Скоро выложу отдельные главы.
  В пособии рассматриваются основные вопросы правоведения, необходимые для вступительных экзаменов в юридические ВУЗы.
  Учебник основан на программе МГЮА.
  Только что добавлен раздел ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ по истории Руси, России, СССР. Можно посмотреть, а главное воспользоваться!!!
 
ГОЛОСОВАНИЕ

(откроется в новом окнке)
Ваше мнение по поводу введения единого национального экзамена?
Полностью согласен(на)
Не согласен(на)
Очередная профанация
Только бы отстали
Ничего у них не получится
Партия сказала надо, комсомол ответил есть!
Все равно родителям платить



Результаты
Устарела ли школьная пятибальная оценочная система?
Безусловно!!!
Еще сто лет проживет
Да кого напугаешь двойкой?
Оценка потеряла ценность
Надо вводить десятибальную
Отменить их следует



Результаты
Hosted by uCoz