Rambler's Top100  
Rambler's Top100  


ИСТОРИЧКА ТВОРЧЕСТВО ЛЕКЦИЯ СЕМИНАР СЕМИНАР В 10 КЛАССЕ
СЕМИНАР В11 КЛАССЕ РЕФЕРАТ ЭКЗАМЕН ПО ИСТОРИИ ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВУ ПРАВО

ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА

Современная школа в своем строении, в своей работе определяется двумя задачами: сообщить ученику некоторые определенные знания и навыки, соответственно избранной специальности, и дать некоторое "общее" образование, развить силу ума. Надо признать, что поставленные ей задачи действительно определяют ее организацию, определяют план работы современной школы.
Наша школа или исключительно или преимущественно дает развитие ума, сообщает ряд знаний и формальных навыков ума - и это стоит в глубочайшей связи с самими заданиями школы. Какие бы дидактические или методические формы мы ни производили в школе, но, пока ее задачи остаются теми, какие ныне определяют в основах ее структуру, эти реформы все же скользят по поверхности, не задевая самого существа дела.
Работа педагогической мысли должна быть направлена поэтому не на частичные реформы в школе (на борьбу с перегруженностью школы, многопредметностью в ней и.т.п.), а на ее основы, т.е. на ее задачи. Вопрос должен быть поставлен прямо и смело: может ли, смеет ли школа ограничиваться одним лишь содействием интеллектуальному росту ученика? И разве процессы, идущие вне сферы интеллекта, не нуждаются в доброжелательном и умелом содействии со стороны старшего поколения? Разве фактически школа, через весь свой уклад, через педагогов и то социальное взаимодействие, которое всегда идет в школе, не влияет на ученика в целом? Почему же развитие интеллекта, регуляция его работы так тщательно, так бережно охраняется школой, признается ее задачей, а на все остальные процессы обращается лишь случайное внимание?
Нельзя совершенно отрицать воспитывающее значение обучения, но в чем оно заключается? Конечно, не в развитии моральных движений, не в прояснении морального сознания, а в укреплении некоторых моральных свойств, имеющий формальный характер. Процесс обучения - и не столько сам по себе, сколько в общей его обстановке - дисциплинирует волю, развивает чувство последовательности. В самом содержании того, что усваивает ум ученика, нередко таятся моральные начала, которые при благоприятных условиях могут благотворно влиять на душу подростка. Впрочем, о последнем не стоило бы много говорить, так жизнь дает слишком много фактов и противоположного характера. Таким образом, известное воспитывающее влияние должно быть приписано обучению, но как все же слабо это влияние сравнительно с зигзагами и трудностями морального развития ребенка! То, что волнует и часто сбивает подростков, что мутит их душу, обостряет резкие порывы, мучительной загадкой встает перед моральным сознанием, се это никаким образом не упорядочивается процессом обучения.
Пришла пора подойти к вопросу о задачах школы не боясь разрыва с традицией, не боясь того, что "жизнь", т.е. традиция и нынешний уклад жизни противятся пересмотру основных проблем школы. Делом педагогического творчества будет выработать план новой школы, уложить его в такие формы, чтобы при этом удовлетворялись максимально и требования "жизни". Школа должна подготовить подростка к выходу в свет, должна содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятельной жизни он овладел всем тем в самом себе, что нужно будет ему в жизни. С помощью школы мы приходим на помощь ребенку в процессе его роста; наш жизненный опыт, итоги исторического развития, наконец, наши идеалы подсказывают нам, что нужно каждому человеку, вступающему на путь самостоятельной жизни. Мы не можем ничего навязывать ребенку, потому что не существует одного для всех идеала, каждая индивидуальность должна найти свой путь к своей идеальной форме.
Роль школы в процессе гармонического развития личности должна заключаться в охране и развитии основных духовных сил и сообщении детям всего того, что они, путем личного опыта, не могли бы добыть в надлежащее время, в надлежащей полноте. Школа должна "обучать", т.е. принять деятельное участие в том развитии ума, в том усвоении различных знаний, которое идет и помимо школы. Школа добавляет к растущему интеллекту ряд специальных знаний и навыков, вся ценность которых лишь впоследствии откроется подростку и значение которых он, в свой школьный период, еще не понимает. Все это очень хорошо, все это должно лечь на школу, но не это, однако определяет собой главную задачу школы. Мы должны вступить в жизнь с максимальным запасом знаний - это так, но источник творческой силы в нас ни в малейшей степени не связан с интеллектом, с нашими знаниями! Ведь смысл детства заключается в подготовке к самостоятельному творчеству в жизни, и развитие творческих сил в нас, творческой основы в широком понимании слова является первой и основной задачей воспитания школы. Если в нас есть творческая сила, то и развитие интеллекта и активности будет бесценным подспорьем в творческом движении, но если она угасает, или ослабевает, или подавлена в нас, то все богатство навыков ума и активности будет мертвым капиталом!!!
А между тем наша школа так часто дает именно такие результаты! Люди уходят из школы с рядом знаний и навыков, но с таким тупым отношением к своему делу, с отсутствием всякой творческой инициативы. Процесс "обучения" поглощает столько сил, так отодвигает, обессиливает творческие порывы, так нивелирует личность, подчиняет ее шаблону, что, выходя в жизнь, многие из нас превращаются в бесцветных, вялых, тупых людей, выполняющих какую-то нужную социальную функцию, но безнадежно растерявших творческую инициативу и одушевленное отношение к своей деятельности и жизни. Выходя из школы, мы так много знаем (!), так много умеем (!), но часто наша индивидуальность проявляется лишь в мелком и ничтожном. Развитие интеллекта является частной и вторичной задачей, и какова бы ни была практическая ценность развития интеллекта, какие бы серьезные мотивы ни выдвигали ее на первый план, но природосообразность настойчиво ведет к включению этой задачи в более общую.
Школа должна обучать - это задача неустранима, неизбежна и необходима, но обучение в школе отнюдь не должно стоять на первом месте, отнюдь не может определять ее основного плана. Школа должна прийти на помощь подростку более всего в том, в чем он особенно уязвим и беспомощен, она должна охранять и укреплять в нем творчество, а следовательно, должна охранять его творческие силы, источник творческой энергии.
Безусловно ясна вся сложность, вся трудность той работы, которая должна лечь на школу при таком подходе. Как трудно порой перестроиться учителям, которые за многие годы привыкли отдавать предпочтение "вколачиванию" в головы своих подопечных набор готовых знаний, не умеющие выявлять и развивать творческие способности учеников.
Я слышу много возражений со всех сторон! Все равно школа не может поднять всех своих детей до уровня творческой работы, что угасание творческих сил происходит "фатально", связано с какими-то глубокими, недоступными нашему учету и воздействию моментами в личности ребенка. Да, безусловно! Пора, давно пора, уважаемые коллеги, оставить мысль, что на некоторых детей школа может махнуть рукой, может поставить крест!!! Можно и нужно учитывать дефекты, замедленный темп развития, умственную отсталость, и можно и нужно распределять различных детей в школы разного типа, но перед каждым ребенком открыта своя дорога нормального развития, открыты свои возможности творчества, в каждом ребенке необходимо охранять, укреплять и развивать его творческие силы! Мы же учителя, уважаемые коллеги!!!


НОВОСТИ
  Заканчивю работу над новым пособием по основам государства и права. Скоро выложу отдельные главы.
  В пособии рассматриваются основные вопросы правоведения, необходимые для вступительных экзаменов в юридические ВУЗы.
  Учебник основан на программе МГЮА.
  Только что добавлен раздел ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ по истории Руси, России, СССР. Можно посмотреть, а главное воспользоваться!!!
 
ГОЛОСОВАНИЕ

(откроется в новом окнке)
Ваше мнение по поводу введения единого национального экзамена?
Полностью согласен(на)
Не согласен(на)
Очередная профанация
Только бы отстали
Ничего у них не получится
Партия сказала надо, комсомол ответил есть!
Все равно родителям платить



Результаты
Устарела ли школьная пятибальная оценочная система?
Безусловно!!!
Еще сто лет проживет
Да кого напугаешь двойкой?
Оценка потеряла ценность
Надо вводить десятибальную
Отменить их следует



Результаты
Hosted by uCoz