ИЗ ПРОЕКТА ВЕЛИКОГО "СВЕТИЛА РУССКОЙ БЮРОКРАТИИ".
|
"Введение к уложению государственных законов" - высшее
достижение реформаторского периода (первого десятилетия)
правления Александра I. Составление плана государственного
преобразования император поручил в декабре 1808 г. Михаилу
Михайловичу Сперанскому - одному из наиболее талантливых своих
помощников. В 1808-1811 гг. Сперанский пользовался неограниченным
доверием императора и с большим умением и огромной энергией
воплощал в жизнь неопределенные высочайшие проекты в области
реформирования государственного управления.
Для работы над проектом Александр I передал Сперанскому все
материалы Негласного комитета (1801-1803 гг.), проекты и записки,
поступившие в Комиссию составления государственных законов.
Сперанский ежедневно встречался с императором и обсуждал каждый
параграф плана.
Проект был готов и представлен Александру I в октябре
1809 г. Император признал его "удовлетворительным и полезным".
Сперанский даже составил календарный план проведения его в жизнь
(в течение 1810-1811 гг.) Однако проект встретил упорное
сопротивление в высших кругах. Столкнувшись с сильным
противодействием, Александр I отклонил одобренный им ранее план
Сперанского.
Придворные интриги и доносы привели к опале Сперанского.
В марте 1812 г. он был сослан в Нижний Новгород, а через полгода
- в Пермь. Царь говорил, что был вынужден принести его в жертву,
чтобы погасить растущее недовольство дворянства, вызванное
преобразовательными мерами.
Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые
касались введения Государственного совета и завершения
министерской реформы.
I. О свойстве законов государственных
Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к
общей безопасности лиц и имуществ.
В великой сложности сих отношений и законов, от них
возникающих, необходимо нужно поставить главные их разделения.
Началом сих разделений приемлются самые предметы законов:
отношения людей, в обществе живущих.
Отношения сии двояки: каждое лицо имеет отношение ко всему
государству, и все лица, в особенности, имеют отношения между
собою.
Отсюда возникают два главные разделения законов:
Законы государственные определяют отношение частных лиц к
государству.
3аконы гражданские учреждают отношения лиц между ими1.
Законы государственные суть двух родов: одни суть
преходящие, другие коренные и неподвижные.
Законы преходящие суть те, коими определяется отношение
одного или многих лиц к государству в одном каком-либо случае.
Таковы суть: законы публичной экономии, законы мира и войны,
уставы полиции и проч. Они по существу своему должны изменяться
по изменению обстоятельств.
Законы коренные, напротив, состоят в началах неподвижных и
неизменяемых, с коими все другие законы должны быть соображаемы.
Нужно рассмотреть их свойство и степень необходимости.
II. О свойстве государственных коренных законов
Законы существуют для пользы и безопасности людей, им
подвластных.
Но польза и безопасность суть понятия неопределенные,
подверженные разным изменениям.
Если бы законы изменялись по различному образу сих понятий,
они вскоре пришли бы в смешение и могли бы соделаться даже
противными тому концу, для коего они существуют.
Посему во всяком благоустроенном государстве должны быть
начала законодательства положительные, постоянные, непреложные,
неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы.
Сии положительные начала суть коренные государственные
законы.
Три силы движут и управляют государством: сила
законодательная, исполнительная и судная.
Начало и источник сих сил в народе: ибо они не что другое
суть, как нравственные и физические силы людей в отношении их к
общежитию.
Но силы сии в рассеянии их суть силы мертвые. Они не
производят ни закона, ни прав, ни обязанностей2.
Чтобы сделать их действующими, надлежало их соединить и
привести в равновесие.
Соединенное действие сил составляет державную власть.
Сопряжения их в державной власти могут быть многоразличны.
Из сих многоразличных сопряжений коренные законы определяют
один постоянный и непременный.
Итак, предмет и свойство государственных коренных законов
есть определить образ, коим силы государственные сопрягаются и
действуют в их соединении.
|
| |