БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ
БИТВА НА КАЛКЕ
НАШЕСВИЕ БАТЫЯ
РУССКАЯ ПРАВДА
СУДЕБНИК ИВАНА III
ИВАН IV-А.КУРБСКОМУ
А.КУРБСКИЙ-ИВАНУ IV
КОТОШИХИН О ЦАРЕ АЛЕКСЕЕ
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ
НОВОТОРГОВЫЙ УСТАВ
СУДЕБНИК ИВАНА IV
КОНДИЦИИ 1730 г.
МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВУ
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ
КАРАМЗИН О ДРЕВНЕЙ О НОВОЙ РОССИИ
УКАЗ О ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦАХ
ТИЛЬЗИТСКИЙ ДОГОВОР
ПРОЕКТ СПЕРАНСКОГО
ПОЛЬСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1815 г.
ИЗ ПРОЕКТА ВЕЛИКОГО "СВЕТИЛА РУССКОЙ БЮРОКРАТИИ".
  
"Введение к уложению государственных законов" - высшее достижение реформаторского периода (первого десятилетия) правления Александра I. Составление плана государственного преобразования император поручил в декабре 1808 г. Михаилу Михайловичу Сперанскому - одному из наиболее талантливых своих помощников. В 1808-1811 гг. Сперанский пользовался неограниченным доверием императора и с большим умением и огромной энергией воплощал в жизнь неопределенные высочайшие проекты в области реформирования государственного управления.
Для работы над проектом Александр I передал Сперанскому все материалы Негласного комитета (1801-1803 гг.), проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. Сперанский ежедневно встречался с императором и обсуждал каждый параграф плана.
Проект был готов и представлен Александру I в октябре 1809 г. Император признал его "удовлетворительным и полезным". Сперанский даже составил календарный план проведения его в жизнь (в течение 1810-1811 гг.) Однако проект встретил упорное сопротивление в высших кругах. Столкнувшись с сильным противодействием, Александр I отклонил одобренный им ранее план Сперанского.
Придворные интриги и доносы привели к опале Сперанского. В марте 1812 г. он был сослан в Нижний Новгород, а через полгода - в Пермь. Царь говорил, что был вынужден принести его в жертву, чтобы погасить растущее недовольство дворянства, вызванное преобразовательными мерами.
Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.

I. О свойстве законов государственных
Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ.
В великой сложности сих отношений и законов, от них возникающих, необходимо нужно поставить главные их разделения.
Началом сих разделений приемлются самые предметы законов: отношения людей, в обществе живущих.
Отношения сии двояки: каждое лицо имеет отношение ко всему государству, и все лица, в особенности, имеют отношения между собою.
Отсюда возникают два главные разделения законов:
Законы государственные определяют отношение частных лиц к государству.
3аконы гражданские учреждают отношения лиц между ими1.
Законы государственные суть двух родов: одни суть преходящие, другие коренные и неподвижные.
Законы преходящие суть те, коими определяется отношение одного или многих лиц к государству в одном каком-либо случае. Таковы суть: законы публичной экономии, законы мира и войны, уставы полиции и проч. Они по существу своему должны изменяться по изменению обстоятельств.
Законы коренные, напротив, состоят в началах неподвижных и неизменяемых, с коими все другие законы должны быть соображаемы.
Нужно рассмотреть их свойство и степень необходимости.

II. О свойстве государственных коренных законов
Законы существуют для пользы и безопасности людей, им подвластных.
Но польза и безопасность суть понятия неопределенные, подверженные разным изменениям.
Если бы законы изменялись по различному образу сих понятий, они вскоре пришли бы в смешение и могли бы соделаться даже противными тому концу, для коего они существуют.
Посему во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные, непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы.
Сии положительные начала суть коренные государственные законы.
Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.
Начало и источник сих сил в народе: ибо они не что другое суть, как нравственные и физические силы людей в отношении их к общежитию.
Но силы сии в рассеянии их суть силы мертвые. Они не производят ни закона, ни прав, ни обязанностей2.
Чтобы сделать их действующими, надлежало их соединить и привести в равновесие.
Соединенное действие сил составляет державную власть.
Сопряжения их в державной власти могут быть многоразличны.
Из сих многоразличных сопряжений коренные законы определяют один постоянный и непременный.
Итак, предмет и свойство государственных коренных законов есть определить образ, коим силы государственные сопрягаются и действуют в их соединении.

 
"РУССКАЯ ПРАВДА" ПЕСТЕЛЯ
"КОНСТИТУЦИЯ" МУРАВЬЕВА
ПАРИЖСКИЙ ТРАКТАТ
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ
ДОГОВОР О ПРОДАЖЕ АЛЯСКИ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСВОБОЖДЕННЫХ КРЕСТЬЯНАХ
КАТЕХИЗИС РЕВОЛЮЦИОНЕРА
П.Н.ТКАЧЕВ О ТЕРРОРИЗМЕ
ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ
МАНИФЕСТ О НЕЗЫБЛЕМОСТИ САМОДЕРЖАВИЯ
ПЕТИЦИЯ 1905 г.
МАНИФЕСТ 1905 г.
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОС.ДУМЫ В РОССИИ
ПОРТСМУТСКИЙ ДОГОВОР
ЗАКОНЫ 1906 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАЛОЖНИКАХ 1918 г.
ДЕКРЕТ О КРАСНОМ ТЕРРОРЕ
ПАКТ О НЕНАПАДЕНИИ 1939 г.
СЕКРЕТНЫЙ ПРОТОКОЛ 1941 г.
ПЛАН "БАРБАРОССА"
ВЫСТУПЛЕНИЕ СТАЛИНА ПО РАДИО В 1941 г.
ПРИКАЗ №227
КАПИТУЛЯЦИЯ ГЕРМАНИИ В 1945 г.
ХРУЩЕВ О КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ
ГОСТЕВАЯ
ПОЧТА
Hosted by uCoz